Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет Н.А. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ, Ф. ШОПЕН, А. БОРОДИН БАЛЕТЫ РУССКИХ СЕЗОНОВ: "ШАХЕРЕЗАДА", "ШОПЕНИАНА", "ПОЛОВЕЦКИЕ ПЛЯСКИ"
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац представляет шедевры всемирно известного балетмейстера Михаила Фокина: балеты «Шахерезада», «Шопениана» и «Половецкие пляски», впервые показанные миру более ста лет назад на «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, а в XXI веке восстановленные хореографом Андрисом Лиепой. «Мы взялись за эту постановку не для того, чтобы стать лучше Михаила Фокина, а чтобы быть в тенденциях его новаторства. Фокин, помимо его безусловной гениальности как хореографа классического танца, был новатором в постоянном поиске новых форм взаимодействия разных сценических жанров. Я счастлив представить вам новое воплощение моей двадцатилетней мечты и работы. Нет ни одного дня, чтобы я не думал о «Русских сезонах», их создателях и участниках», – говорит Андрис Лиепа.
Художниками, воссоздавшими для этого проекта костюмы и декорации, стали Анна и Анатолий Нежные: «Для нас это знаковая работа, – говорит Анна Нежная. – Но было бы неправильно говорить, что это только восстановление – несмотря на обилие эскизов, материалы по декорациям и костюмам к балетам Михаила Фокина сохранились далеко не полностью. Для нас это скорее актерская работа и реконструкция не старинных спектаклей, а идей легендарных художников, которые, как все новаторы, опередили свое время».
Н.А. Римский-Корсаков «Шахерезада» Балет на музыку симфонической поэмы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Шахерезада» на сюжет одной из сказок «Тысячи и одной ночи» – «О царе Шахрияре и его брате» – Михаил Фокин поставил в 1910 году в антрепризе Сергея Дягилева с Идой Рубинштейн и Вацлавом Нижинским в главных партиях. Балет, повествующий о том, как царица Шахерезада спасла от смерти молодых жен Шахрияра, рассказывая ему свои сказки, вошел в историю мирового танца как абсолютно революционный хореографический текст, пропитанный страстью и эмоциями настолько, насколько это было возможно в пространстве театра начала ХХ века.
Хореография Михаил Фокин Возобновление Народный артист России Андрис Лиепа Художники-постановщики Анатолий Нежный и Анна Нежная, по эскизам Леона Бакста
Ф. Шопен "Шопениана" "Шопениана" – это романтические грезы поэта. Легкокрылые сильфиды танцуют под фортепианные пьесы Фредерика Шопена, переложенные для оркестра А. Глазуновым. В балете нет сложных "па", напротив, движения танцовщиц нарочито просты, будто бы танцуют они для себя, а не для зрителя. Михаил Фокин создавал "Шопениану" в начале XX века, и первая премьера состоялась в 1907-м году в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Вторая редакция была показана на "Русских сезонах" Дягилева в 1909 году. Солировали Тамара Карсавина, Анна Павлова и Вацлав Нижинский, а те пьесы Шопена, которые вошли в «дягилевский» вариант балета Фокина, но еще не были оркестрованы А. Глазуновым, переложили для парижской премьеры Дж. Гершвин, С. Танеев и А. Лядов. Хореография Михаил Фокин Возобновление Народный артист России Андрис Лиепа Художник-постановщик Анна Нежная по эскизам Александра Бенуа
А. Бородин "Половецкие пляски" Балетный фрагмент второго действия оперы А. Бородина "Князь Игорь" стал самостоятельным – и очень любимым в балетном мире – произведением практически сразу после премьеры оперы в 1890-м году в Мариинском театре, а Михаил Фокин поставил "Половецкие пляски" для антрепризы Дягилева в 1909-м году. Вот что он писал в своих воспоминаниях: "Откуда брались мои pas? Я бы сказал – из музыки. Я пришел с нотами Бородина под мышкой, и это было все мое оружие. Никто не мог бы сбить меня. Все рисовалось мне ясно, и я верил, что если половцы танцевали и не так, то под оркестр Бородина они должны были танцевать именно так. Впоследствии, и даже очень скоро, эти танцы стали гордостью дягилевской антрепризы и одной из самых больших побед русского балета". Хореография Михаил Фокин Возобновление Народный артист России Андрис Лиепа Художник-постановщик Анна Нежная по эскизам Николая Рериха 12+