Место Проведения: г. Плес, Соборная гора,1, Музейно-выставочный центр "Присутственные места"
Выставка Левитан. Из частного собрания 23 июля — 9 октября 2022
23 июля 2022 г. в МВК "Присутственные места" на Соборной горе откроется выставка работ И. И. Левитана из частного собрания коллекционера Алексея Жилина (Москва). В малом зале будет выставлено одиннадцать произведений. Какие-то из них давно известны, многократно экспонировались на выставках и воспроизводились в печати; другие лишь недавно были вновь открыты и впервые предстанут в Плёсе перед широким зрителем.
Особый интерес могут вызвать у гостей выставки "плёсские" работы Левитана. Спустя почти полтора столетия они на время вернуться на Волгу, где когда-то были написаны. Так, на этюде "Плёс" (к. 1880 х) запечатлён общий вид городка; его окружённые зеленью дома и храмы виднеются среди зелени на берегу уводящей наш взгляд вдаль реки, в спокойных жемчужно-серых водах которой отражается розоватое небо. Наверное, именно таким Плёс предстал перед И. Левитаном, когда он в мае 1888 г. вместе со своими друзьями С.? П.?Кувшинниковой и А.?С. Степановым впервые оказался здесь.
В работе "Пейзаж с пароходом" голубое безоблачное небо отражается в водах Волги и словно ощущается лёгкий ветерок, колеблющий ветви берёз в погожий майский день. В сходной по композиции картине "Вечер на Волге" замечательно передано состояние природы в час, когда в сгущающихся сумерках на ряби воды мерцают золотистые отсветы заката, на дальнем берегу загораются огоньки костров, а силуэты изб и деревьев на первом плане приобретают какой-то таинственный характер.
На одном из этюдов изображена деревянная Петропавловская церковь - та самая, особенно полюбившаяся Левитану и изображённая им в картине "Над вечным покоем" (1894). В какой-то степени заставляет вспомнить об этой картине и пронизанный чувством тревоги и неуютности этюд "Пасмурный день. Закат на Волге". Скорее всего, он выполнен в 1890 г. во время поездки в Юрьевец, когда Левитан создал несколько миниатюрных работ на деревянной основе.
Этюд "Церковь" в дальнейшем был использован художником в картинах "Тихая обитель" (1890) и "Вечерний звон" (1892). Этюд "Цветущие яблони" - этюд с таким же названием представлен в постоянной экспозиции Мемориального Дома-музея И. И. Левитана в Плёсе - был подарен живописцем десятилетней дочери врача и коллекционера И.?И.?Трояновского. На обороте шутливая надпись: "Милой деточке Анюрке - старый хрыч И.?Левитан. 1896" (художнику было 36 лет).
К лучшим из пейзажей, исполненных за рубежом, относится работа "Весна в Италии" (1890). Когда она была подарена художником великой русской трагической актрисе М.?Н.?Ермоловой. Впоследствии картина входила в состав собрания примы-балерины Большого театра Е.?В.?Гельцер. Основную же часть коллекции Алексея Жилина сегодня составляет наследие страстного почитателя и знатока творчества Левитана В. А. Лебедева (1923-2009). Валентин Аркадьевич - музыкант-виртуоз, ветеран Великой Отечественной войны, долгие годы был первой скрипкой в эстрадном оркестре Л.?Утёсова, затем руководил Оркестром Министерства обороны РФ. Всю жизнь дружил с художниками и искусствоведами и к началу XX в. собрал большую коллекцию произведений великого пейзажиста. *в пресс-релизе использованы фрагменты текста искусствоведа В. А. Петрова.
МВК "Присутственные места": Плёс, Соборная гора, 1 Выставка участвует в проекте "Пушкинская карта" с 10.00 до 18.00 ples-museum.ru