Место Проведения: г. Иваново, пр. Ленина, 33 Ивановский областной художественный музей
Мы так никогда и не узнаем, какими истинными мотивами руководствовался Дмитрий Бурылин, собирая свой Древний мир, – создавал ли он универсальное наглядное пособие для художников текстильного рисунка или воплощал в жизнь амбициозную мечту преуспевающего коммерсанта – найти свою Трою, или хотя бы попытаться воссоздать ее в формате музея. Тем не менее, египетская мумия, помпейские мозаики и портрет римлянки Фаустины до сих пор - любимые публикой экспонаты, а экскурсии по "Древнему миру" наиболее востребованы школами и вузами города. В новой, открытой после реконструкции, музейной экспозиции, предметы показаны "крупным планом", за которым почти нет "музейной" дистанции, и зритель оказывается в пространстве-проекции то ли гробницы фараона, то ли античной виллы... а может - усадьбы просвещенного русского помещика, любовно заставленной привезенными "из–за моря" диковинными вещицами и экзотическими экспонатами. Именно на этой нечеткой границе и строится сюжет новой экспозиции музея, посвященной культуре Древнего мира. В основе – образ-метафора древней архитектуры, отсылающий к знаменитым памятникам Древнего Египта, античной Греции и Рима. "Расщепленная" на фрагменты архитектурная фантазия в духе Пиранези стала декором, орнаментом и контекстом для экспонатов коллекции. В двух залах, условно разделяемых на Египет и Грецию-Рим, можно увидеть саркофаг с прекрасно сохранившейся росписью, канопы, фаянсовые статуэтки-ушебти, скульптурные изображения богини Исиды с Гором, бога солнца - Амона, царя загробного мира - Осириса, богини радости и любви – Бастет, мозаики из легендарных Помпей, краснофигурные вазы, римское стекло и терракоту, а также многие другие предметы, не связанные с религиозными культами, но являвшиеся частью повседневной жизни древних египтян, греков и римлян, как, например, фрагмент водопровода или реконструкция бронзового зеркала, составленного из деталей, принадлежащих близким по датировке периодам одной эпохи. Среди новых, не вошедших в предыдущую экспозиционную версию, экспонатов – древнеегипетские рельефы, торцовый элемент саркофага с орнаментальной росписью и скульптурные портреты четверки самых выдающихся римских императоров – Цезаря, Октавиана Августа, Нерона и Каракаллы. Изящной прелюдией к Древнему миру стали "римские ведуты" в исполнении Пиранези и Россини – главных интерпретаторов и своего рода гидов по памятникам античности для людей Нового времени. Изобразительные сюжеты, связанные с эпохой, когда Европа вновь обратилась к античному наследию, довольно точно совпадают по настроению со временем самого Бурылина, его странствий по миру и собирательской деятельности. Живопись и графика с видами античных развалин, гладиаторских боев, судьбоносных сражений и мифологических сюжетов - вполне уместная "аранжировка" для той самой коллекции "редкостей и древностей", которая до сих пор поражает воображение приезжих и является одним из главных центров притяжения нашего города наряду с фабриками-дворцами, конструктивизмом и ситцевым агитпропом.